Начну с того, что движок стал плеваться маслом в воздушный фильтр! Это была присказка, сказка началась тогда, когда промерял компрессию, результаты оказались плачевными и предсказуемыми: 1 цилиндр - 12, второй - 8! Промерял дважды - результаты оказались одинаковыми. Итак, по всем признакам - светит переборка.... хорошо, если не будет связана с поршневой!
Как раз до этого промассировал тему установки тюненого распредвала от Квазара, идея показалась заманчивой и воплотимой! Тщательно вкурил связанные с этим темы на www.smallcar.ru - и понял, что всё реально! Списался с Артемом, выбрали 584 валик (для моих запросов он показался более удобен), составили смету, оплатил заказ и получил его у себя в Курске. В присланном комплекте было следующее: направляющие из беррилиевой бронзы (4 шт), облегченные клапана (изготовитель Самарский завод клапанов), 4 верхние доработанные тарелки клапанов, распредвал DynaCAMS RS584 (подъем 11 мм), шестерня разрезная ОКБ Двигатель (Уфа). Осталось дождаться удобного момента для переборки - как раз на горизонте маячила неделя весенного отпуска на работе!
Ура! Отпуск! Загоняю машинку в гараж, сливаю жижки, и сдергиваю голову. Как и следовало ожидать - всё внутреннее убранство просто в лохмотьях черного нагара! Раскачка клапанов на разных высотах показала - направляющие клапанов разбиты в усмерть! Вынёмывание клапанов так же указало, что 2 клапана из 4 просто не прилегали к сёдлам, соответственно о нормальной компрессии речи и быть не могло! С головой всё ясно - осталось разобраться с поршневой - ей уже 2 года (делал простую подмену поршней и колец, без расточки). Внешний осмотр не выявил каких-либо значительных дефектов: стенки ровненькие, без задиров, прогаров не видно - надо промерить прилегание колец - наливаю в каждый цилиндр по краешек солярки и жду.... если быстро уйдёт - хана кольцам! 15 минут перекуров - солярка стоИт! Так как времечко было уже поздненькое - отправился домой, утром, думаю и посмотрю как там и что!
Утро. Взгляд на поршни донёс до мозга ужасную весть - солярка ушла!! Это сначала так показалось... Тщательный осмотр выявил, что СОЛЯРКА - ИСПАРЯЕТСЯ!!!! Возможно мне попалась какая-нибудь зимняя или бодяженная чем-то, но её осталось лишь по маленькой лужице на дне каждого поршня в выемках под клапана!
Повторная заливка (на другой высоте поршней) бензина "Калоша" указала на то, что поршневая в порядке! Фух! Слава богу! Значит возюкаться только с головкой блока цилиндров!
А работы с ней предстояло не хило! На замену направляющих клапанов в гаражных условиях не решился - не то, что не смог бы, но объем работ достаточно большой, точность нужна не хилая, да и требовалось штучное и точное оборудование! Было принято решение поручить это сделать специализированному центру по ремонту. Как думалось - это должно было облегчить, ускорить и удешевить процедуру замены направляющих и клапанов! Эх, как же я ошибался.... Головку приняли на замену направляющих и клапанов. На следующее утро прежде чем ехать решил предварительно отзвониться и узнать как обстоят дела. Слава богу, что позвонил! Мне радостно отрапортовали: "Работы выполнены, но при том состоянии седел клапанов как у Вас - мы не можем дать вам гарантию, что вы выставите клапанные зазоры! Надо наваривать седла!" Даю добро, так как испытывать на своей шкуре невозможность подбора шайб не хотелось.... На следующий день забираю головку и монтирую на двигатель! Первая же попытка замерить тепловой зазор в клапане выявил следующее: 3 клапана из четырех будут иметь размерность шайб больше 4 мм, а один - около 6,4 мм!!!! Мляяяяяяяя! Сначала погрешил, что слетел подпятник с клапана - сдернул распредвал, поднял стакан - на месте! Значит дело в клапане! Опять сдергиваю головку, переворачиваю её и вижу.... 3 тарелки клапана лежат в одной плоскости, а один - явно выпирает выше, причем даже видно без инструментального контроля!!! Во, жопа! Во наварили сёдла!!! На следующее утро опять еду в центр и настаиваю на том, чтобы они опустили этот клапан и вывели высоту единообразно. Слесарь поворчал, что якобы, если я привез бы с собой весь комплект (распредвал, стаканы...), то он бы сам сумел бы выставить зазоры! Нисколечки не сомневаюсь! Сервис-центр может себе позволить иметь в наборах шайбы размерностью и больше 5мм, а я в гаражных условиях - нет! И рыскать по всем точкам города в поисках очередной дефицитной шайбы - удовольствие не из приятных! Настоял на своем. Переделали.
ИТОГ данной затеи - потери 2 дня в ремонте! Вот тебе и профессиональный, быстрый и качественный подход к ремонту :-(
Ладно, проехали, "новенькая" чистенькая и наконец-то доведенная до ума головка стоит на верстаке в гараже. Кстати, мыл ГБЦ после съема при помощи Керхера! Сначала по обычаю начал оттирать кисточкой и бензином, но израсходовав литр горючки понял - дело длинное и гибельное. И тут вспомнил, что Квазар рекомендовал данные вещи отмывать обыкновенным стиральным порошком! А чем Керхер с его мыльной пеной хуже?? Завожу шарманку, плескаю 10 литров воды в бочку и обдаю грязнющую головку в 3 прохода пеной. Перекур 10 минут и сбиваю все это из насадки "фреза". Результату - ПОТРЯСАЮЩИЕ! Такое впечатление, что головка только что отлита на заводе!!! Кстати, моя мойка с этой насадкой запросто сдвигает с места ГБЦ стоящую на асфальте! При попытке "залезть" и прочистить каналы головка просто перевернулась - пришлось придерживать её рукой. Как выяснилось при сдаче в мастерской - съэкономил немало - по их прайсу "отмывка ГБЦ ВАЗ 2108-09" стоит от 400 до 750 рублей!!!
По ходу сборки пытался внести некоторые доработки, до которых раньше не доходили руки или просто было лениво из-за объема работ по снятию деталей:
1) полировка впускного коллектора;
2) совмещение и выравнивание прилегающих поверхностей карбюратора и приемного коллектора;
3) фиксация всех шпилек на резьбовой герметик Abro;
4) установка теплоизоляционного экрана под карбюратор;
Теперь немного распишу работы по пунктам.
п.1. Нет, я не решился выводить в ноль (зеркало) внутреннюю поверхность впускного коллектора, так как, имхо, данная операция без соответствующей доработки самих каналов и совмещения/увелечения входных отверстий в блок не имеет смысла, но убрать наконец-то все огрехи заводской отливки и шагрень с поверхности хотелось давно! Убирал шарошками по камню насаженными на дрель. Работа заняла около часа с перекурами. Результат: внутренняя поверхность при осмотре гладкая, на ощупь задиров и неровностей нет. Еще раз подчеркну - я не полировал в зеркало!!! Просто подобрал шероховатости!
п.2. После такой доработки коллектора, ну, стыдно было ставить старую прокладку между карбюратором, да и в связи с выкрученностью шпилек смог замерить прилегающие плоскости карбюратора и самой приемной трубы. Деформация, как говорится - на лице :-) Новую прокладку пришлось подпиливать для увеличения внутреннего размера, так как она явно перекрывала края впускного коллектора, а прилегающие поверхности выровнял виброшлифмашинкой со шкуркой 400. Кстати, перед сборкой я всегда промазываю эту прокладку с обеих сторон литолом(!) для плотности прилегания и исключения подсасывания воздуха. Почему литолом? Бензин, поступающий из карбюратора запросто растворит его излишки, которые не требуются в данном сопряжении, а там где он останется - дырок явно не будет, да и сниматься карб будет явно лучше - не пригорает!
п.4. Давно хотел установить теплоизолирующий экран между карбюратором и выпускным коллектором! Почему на ВАЗ 2108-09 он есть, а у нас его нет? Хотя у них его задача несколько иная - отводить выплеснувшееся топливо не на горячий коллектор, а в сторону, ну и теплоизоляция, конечно. Смысл данного девайса вижу в разделении прямого горячего потока от выпускного коллектора в обход карбюратора. Процесс инсталяции, думаю, виден на фото:
Остальная сборка не представляет никакого особенного или сверхъестественного процесса, поэтому её опускаю. За исключением, пожалуй, установки разрезной шестерни! Шестерню, в принципе, по задумке, заказал на всякий случай, для более точного выставления момента зажигания, так как после установки тюненого распредвала момент зажигания может сдвинуться достаточно сильно за пределы стандартного регулирования. Так вот, разрезная шестерня, в отличие от стандартной, не имеет никаких меток и приливов для ориентирования в углах положения распредвала! Поэтому я выставил положение обойм в "0" и сложив со стандартной шестерней зуб в зуб (ориентируясь на вырез под шпонку) нанес на разрезную шестерню маркером стандартное положение прилива, по которому выставляется ВМТ.
После сборки потребовалось, естественно, выставить тепловые зазоры в клапанах. Так как вал доработанный, да еще и тарелки клапанов были переварены, а я далеко не гений-моторист, но имею в гараже компьютер - сваял программку, вернее даже не программку, а расчетный листок в Excel для подбора размерности шайб. В связи с тем, что данную процедуру мне пришлось проводить не единожды - считаю ее достаточно хорошим облегчением и помощью в регулировке. Кому интересно/нада юзайте!
Зажигание так же пришлось увести значительно в +, у меня получилось около +9. Выставить такой угол удалось только при помощи разрезной шестерни!
Так же при ремонте были заменены: масло, маслянный фильтр (естественно), слит Тосол (система промыта) и залит Антифриз, замена толивного фильтра и воздушного, маслосъемных колпачков, передний сальник распредвала, резинка крышки распредвала, прокладки под впускной и выпускной коллекторы, прокладка под карбюратор, прокладка между ГБЦ и блоком цилиндров, в обязательном порядке зубчатый ремень ГРМ (обороты возрастут и значительно).
ИТОГИ ПЕРЕДЕЛКИ:
(+)
-
Как и хотелось повысилась элластичность движка. Передачи крутятся не милосердно. Один раз сцепился с 99й со светофора (очень уж наглый был), обогнал, смотрю на тахометр 6000 оборотов, 2-я (!!) передача, на спидометре 90 км/ч.
-
Потери в тяге на низах - незначительные! движочек также мягко разгоняется и с 1500 оборотов, ну может чуууть поленивее, но ни глохнуть ни рывков не замечено.
-
появился "запас" под педалью "газа", теперь при выходе на обгон знаю, что в экстремальной ситуации смогу "добавить".
-
СОВСЕМ пропала зависимость ХХ и напряжения от нагрузки! Хотя холостые обороты выставил 900 оборотов, но на стоковом валике замечалась следующая ситуация: ХХ - 1000-1050 оборотов, включаю все активные потребители (ближний свет, печка, обогрев заднего стекла) - обороты проседают до 850-900 и ТОРН сразу начинает мигать светодиодом, что аккумулятору нехватает напряга! На тюненом вале - обороты "плавают" +/- 80 и как и говорил - отсутствует "качка" оборотов ХХ и напряжения
-
реализовал несколько идей по незначительным доводкам в процессе сборки.
-
Изменился звук выхлопа, он стал ближе к прямотоку, хотя сама выхлопная система никоим образом не трогалась. На холостых оборотах, кстати, звук совершенно не Оковский, не тарахтящая швейная машинка.
-
Расход топлива в нормальном режиме езды не изменился. Если не пользовать активно вторую камеру карбюратора - режим езды достаточно приятен и удобен.
-
Первая же проба небольшого пробега по трассе (около 45 км в одну сторону) выявила приятные моменты в вождении - перетыкивать коробку приходится значительно меньше, запаса по оборотам хватает! Практически получается что втыкаешь 4-ю передачу и балансируешь только педалькой "газа".
(-)
-
При езде в режиме "тапка в пол" - бензин испаряется просто с умопомрачительной скоростью! Так что отжигать надо с оглядкой на бензобак и кошелек! Точно расход не замерял пока, но ... одометр и датчик уровня топлива не пророчат ничего хорошего ;-)
-
Цена, но учитывая надежность комплектующих, надеюсь, окупится! Квазар утверждает, что направляющим клапанов из беррилиевой бронзы - сноса нет! Самарские клапана - ОЧЕНЬ надежны и стержень стабильней в сравнении с другими!
Фотографии по теме:
|